NMT-200 ЧаВо

Что такое Colorspace в настройках и чем отличается 0-255 от 16-235

Статья WildFlexy от 05.08.2010
Редакция от 18.08.2010
В применении к NMT-200: в настройке Colorspace цифры 16-235 — это YCC, а 0-255 это xvYCC. Данные цифровые значения в целом можно определить как количество градаций цвето-яркостного диапазона, передаваемого на TV.

Если ваш TV не в состоянии держать Расширенный цветовой диапазон (маркетинговое название x.v.Color или иное), то этого вам и не надо, подумаешь, чаcть градаций цветового диапазона потерялась.

Включение 0-255 на старом TV даст затемнение и без того темных участков сцен, пересвет ярких, и неестественную цветопередачу на объектах, имеющих ярко красные и ярко синие цвета.

Включение 0-255 на современном TV (с xvYCC) с правильной настройкой градиентов яркости и цветности даст большее количество деталей в погранично темных и ярких сценах, а также более насыщенную цветовую передачу. Рост цветопередачи будет заметен на источниках, не содержащих кодированного xvYCC. Это обусловлено простым увеличением количества передаваемых градиентов. А при просмотре записей с видеокамеры, пишущей в AVCHD с применением xvYCC кодирования, эффект будет непередаваемым на словах!

Современное оборудование, в большинстве своем, уже поддерживают расширенный цветовой диапазон, но, все-таки, обратитесь к инструкции на ваш TV/проектор для выяснения — может он или нет.

Цветное изображение и его составные элементы Y, Cb и Cr.


Треугольник цветового пространства sRGB (набора основных цветов) в общем диапазоне видимых цветов.

YCC (это сокращение от Y Cb Cr) — аббревиатура, указывающая на схему применяемого цветоразностного кодирования, изначально аналогового. В цифровом 8-битном описании в ней используются значения для Y (яркости или «люмы»), описывающиеся целыми числами от 16=черный до 235=белый. Разностные сигналы, (разница между синим Cb и красным Cr) содержат целочисленные представления от 16 до 240. YCC напрямую соотносится с цветовой моделью RGB (Red Green Blue) посредством пересчета. При этом, описанное в RGB цветовое пространство, составляет всего 55% от видимой части цветовосприятия человека.

YCC описывает достаточно достоверно треугольник отображаемых цветов в RGB. Не без потерь, конечно, но вполне прилично. Коэффициенты пересчета (Kb и Kr) зафиксированы и оптимизированы для CRT — электроннолучевых моделей кинескопов.

При переходе к цифре и потребности в HD видеоаппаратуре, появилась возможность провести ревизию и доработку YCC. Модификация коснулась полного использования бит для диапазона значений яркости и цветоразностных сигналов в численных значениях от 1 до 15 и от 240 до 254. Данная модель получила название xvYCC, или пространство YCC с увеличенным цветовым охватом. Применение xvYCC позволило описать 100% видимого цветового диапазона, и самое интересное, что сохранилась обратная совместимость с предком (YCC).


Для увеличения точности и количества градаций исходного цветового диапазона RGB, было применено описание цвета с точностью, большей чем 8 бит на канал (обыденный TrueColor). Появилась возможность хранения и обработки информации с точностью 10, 12 и даже 16 бит на цвет. При обработке единичных изображений в настоящее время применяется даже 32 бита на канал (96 бит или 12 байт на одну точку!). Это новшество получило имя Deep Color. Применение Deep Color совместно с xvYCC дает поразительную точность передачи цветовых градаций и охват всего цветового диапазона.

Бытует мнение, что все существующие на сегодня видеозаписи (включая Blu-Ray диски), оптимизированы под старый цветовой формат 16-235 (YCC). Не совсем верное. Да, на BD его нет. Но поддержка xvYCC включена в AVCHD, любимое детище Sony и Panasonic.

Например, моя видеокамера, Sony HDR-CX12E, снятая нынче с производства, умеет писать/воспроизводить AVCHD в цветовом пространстве x.v.Color, он же 12-битный Deep Color xvYCC.

Изображение RGB, а также его отдельные R, G и B компоненты.

Сравнение цветового каскада Манселла, YCC (BT.709) и xvYCC

Теперь, для простоты восприятия, попытаюсь объяснить на примере «черно-белого кино». В файлОсвалке приложены файлы:

    «1920×1080-0-16 gray.jpg»,
    «1920×1080-0-32 gray.jpg».

В них RGB-гамма Черный(0/0/0) по Серый(N/N/N), где N-последняя цифра в файле.

Скопируйте их себе на NMT и посмотрите — как их показывает ваш плеер при настройках Colorspace 16-235 и 0-255.

При моих установках на ЖК TV Sony KDL-40D3000 (HD Ready):

    Подсветка 5 (из 10), Контраст 70 (из 100), Яркость 75(из 100), Резкость 15 (из 30)
    Шумопонижение: Выкл
    Фильтр для MPEG: Выкл
    Доп-настройки: Корректор черного, Доп.улучшение контраста, Гамма, Чистый белый, Живые цвета — все ВЫКЛЮЧЕНО;
    Цветовое пространство: Расширенное (из выбора Нормальное/Расширенное).

При 0-255 я в первом файле вижу слева вверху цвет равный фоновому черному телевизора и еще 16 радиальных полос градаций к серому.

При 16-235 черный слева вверху становится серым, визуально он даже ярче правого нижнего угла при просмотре на 0-255.

То есть — 16-235 задирает нулевой цвет с RGB=0/0/0 до минимум RGB=16/16/16.

И весь динамический цветовой диапазон сужен: вместо передачи 256*256*256 (16 мл цветов) он становится 220*220*220 (10 млн цветов).

А если я при 16-235 на TV выберу Цветовое пространство: Нормальное, то на первом файле полосочек не 17 а 16 !!! При любой яркости/контрастности и даже Доп. Улучшении Контраста.

2010–2017 © NMT-200 ЧаВо